«В Императорские сады гости пришли в пуховиках»

В Санкт-Петербурге проходит фестиваль ландшафтного дизайна «Императорские сады России»: в середине июня в Михайловском саду Русского музея можно наблюдать ландшафтные композиции, созданные архитекторами разных стран (в фестивале в этом году принимает участие 49 ландшафтных мастерских из России, Германии, Финляндии, Испании, Франции, Дании), посещать мастер-классы, слушать лекции и аплодировать выступлениям театральных студий, ансамблей и кружков.

Преимущественно – детских, потому что в этом году тема «Императорских садов», разбивающихся под стенами Русского музея уже в девятый раз, — «Цветы жизни». Что имеется в виду на самом деле – понятно всем. Выставка посвящена детям.

С самого начала фестивалю не повезло с погодой: на торжественный концерт в саду при ледяном ветре с Финского залива и 10 градусах тепла гости поумней явились в пуховиках. Те, кто мечтал о празднике, проклинали свою тягу к прекрасному и пытались согреться коньяком, пренебрегая попытками бармена соорудить коктейли – в кружевных платьях не до кубиков льда в прозрачных бокалах.

«На сцене гораздо теплее», — обнадеживала президент благотворительного фонда «Система» Елена Чернышкова (фестиваль многие годы проходит при финансовой поддержке фонда). Гости верили. Однако детей в костюмах хризантем, станцевавших по случаю праздника закономерный «Вальс цветов» Чайковского и детский хор, исполнивший песни, которые вы сами горланили, качаясь на качелях, все равно было жалко.

Замерзшие дети уносились в теплый Русский музей. На их место выходили ответственные взрослые, которым спрятаться было некуда.

Не мерз, кажется, только директор Русского музея Владимир Александрович Гусев: за пятиминутную речь он бодро придумал три темы для будущих фестивалей. Следующей темой, видимо, будет музыка. А жаль – абстрактные темы, как темы сочинений, дают такой широкий простор для творчества, что художники разбегаются в разные стороны и часто убегают слишком далеко от зрителя.

БФ «Система»

Так случилось с нынешним фестивалем. «Дети» — это может быть что угодно. «Актуальными темами фестиваля станут: вопросы изучения, сохранение природы и окружающей среды, новые подходы к организации детских игровых пространств в городах, демонстрация современного игрового оборудования. Особое внимание будет уделено социальным проектам для детей с ограниченными возможностями», — значилось в пресс-релизе фестиваля. Все это есть. В фестивале принимают участие благотворительные фонды Санкт-Петербурга (в том числе «Антон тут рядом», «Теплый дом», «Алеша» и другие).

В Михайловском саду появились детские игровые площадки и композиции, созданные по детским рисункам (Кощей, играющий на гитаре для Бабы-Яги, таксокот, придуманный 4-летним ребенком, зубастик, кот на цепи и Русалка на дубе), выставка плакатов «Цветы детства» и другие объекты, прямо или символически относящие к теме детей. «Читайте объяснения», — призывает Артем Паршин, председатель жюри нынешнего фестиваля, ландшафтный архитектор Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». Читать действительно нужно – смысл некоторых композиций сложно понять не только детям, но и взрослым.

И если дети могут изобрести свои смыслы, то те, чье детство давно закончилось, мучительно не понимают: причем же здесь цветы?

Цветов не хватало. Вне конкурса демонстрировалась одна из лучших композиций – «Дорманрон» Французского института в Санкт-Петербурге, пушистая зеленая неведома зверушка (а на самом деле – морская черепаха), придуманная французским писателем и иллюстратором Клодом Понти и выполненная в технике топиарного искусства.

БФ «Система»

Второе место в номинации «Цветочные композиции» получила композиция «Цветок счастья», созданная командой усадьбы Марьино. Отличной идеей Филиала Русского музея в Малаге было создать Сад пяти чувств с растениями, стимулирующими сенсорное восприятие (теми, которые можно и увидеть, и пощупать, и понюхать, и даже попробовать на вкус).

Однако садовые скульптуры, даже очень милые, не могут удовлетворить тягу городского жителя к живому и прекрасному. Приходить сюда в надежде почерпнуть идеи для собственного приусадебного участка бессмысленно (впрочем, стоит обратить внимание на постоянные садовые композиции, созданные для Михайловского сада – они хороши). В чем же дело? Неужели в детях?

«Выставочные сады в таком фестивальном режиме, когда сады собираются на короткое время – а собираются они как конструктор, растения приезжают в своих контейнерах, — это совершенно особый жанр садового искусства, — объясняет Артем Паршин. —

Это означает, что ты строишь сад как мизансцену во время театрального представления.

Тебе неважно, что за кулисами, тебе важно, что человек видит из зала. Поэтому главное – чтобы зритель не видел белых ниток, не видел швов; что под поверхностью – тебя не интересует.

БФ «Система»

По мнению председателя жюри, в этом смысле к композициям «Императорских садов» нужно относиться снисходительно, поскольку архитекторы сталкиваются с серьезным ограничением: в Михайловском саду (а это памятник садово-паркового искусства, памятник ландшафтной архитектуры) вы не можете воткнуть лопату в землю. Здесь нельзя копать. Поэтому все, что здесь происходит, происходит над поверхностью, над газоном.

«Это сказывается на облике того, что здесь строят. По законам жанра растения находятся в контейнерах, они не посажены. Авторы, которые не обращают внимание на эту особенность, ставят горшки с растениями прямо на землю, — рассказывает Паршин. — Вы видите грязные пластиковые горшки, что абсолютно недопустимо. Если это выставочный сад, это особый жанр, и нужно действовать в рамках этого жанра. Когда видны швы, когда понятно, как это сделано, это неправильно. Нужно просто понимать особенности площадки – фестивалю уже 9 лет, и он никуда отсюда не уедет, эта площадка – уже любима. Значит, надо заранее подумать о том, как ты спрячешь то, что не должно быть видно, покажешь то, что должно быть видно на поверхности. Все грамотные работы здесь приподняты над поверхностью земли».

Одна из таких работ – пожалуй, действительно самая интересная, — уже получила Гран-при фестиваля. Это композиция «Живая вода, или Внутри не так, как снаружи», созданная ландшафтной группой АФА.

БФ «Система»

Внешне это неправильной формы зеленый холм с лиловыми цветниками. Внутри – округлый неглубокий водоем, где можно играть и плескаться, если позволяет погода, а главное – здесь есть смотровая вышка с телескопом и винт Архимеда, удивительная штука, которая при помощи колеса и винтового желоба позволяет выкачивать воду из водоема. Крутить ее приятно и взрослым, и детям: за такое просто непременно нужно давать Гран-при.

Источник

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *